Ининский мост: история, описание, фото

Республика Алтай

Ининский (Цаплинский) мост — подвесной мост в селе Иня Онгудайского района, являющийся первым двухцепным висячим мост в Мире. В данный момент — памятник архитектуры.

Ининский мост (Цаплинский) в Горном Алтае

Ининский, он же Цаплинский мост, уникален тем, что в годы свой постройки был первым двухцепным висячим мостом в Мире.

GPS-координаты Ининского (Цаплинского) моста на Алтае: 50.456863, 86.623601

В конце 1934 года в селе Иня Онгудайского района Республики Алтай началось строительство моста через Катунь. Главным инженером и начальником стройки был Цаплин Сергей Афанасьевич. Сергей Цаплин ещё со времен студенческих лет увлекался теорией висячих мостов. Во время своей учебы Цаплин написал работу «Многоцепные висячие фермы», в которой разработал ряд оригинальных систем висячих мостов. На пятом курсе обучения Цаплин показал свою работу главному инженеру по строительству Чуйского тракта Анатолию Мирюкову свою дипломную работу — двухтросовый мост с фермами Гау-Журавского. Главному инженеру Мирюкову понравился этот проекти он решил осуществить его на 336 километре Чуйского тракта, который являлся довольно сложным участком. В те годы здесь была паромная переправа.

В подготовке к грандиозной стройки участвовали даже обычные жители села Иня — они отбирали первосортную древесину лиственницы для моста. Ининский мост на Алтае строили окло 3000 заключенных 7 отделения СибЛАГА НКВД. По левому берегу Катуни стоял лагерь, огражденный колючей проволокой, а рядом был пост охраны. Все работы по строительству Цаплинского моста в Горном Алтае велись вручную — все тросы натягивали вручную , после чего затягивали гайки. Канаты Ининского моста стягивались с использование задней оси грузовых авто, который стоял на льду Катуни. Работы по строительству Ининского моста в Горном Алтае велись круглосуточно. Ининский мост на Алтае ещё называли «дембельским», так как всех заключенных обещали амнистировать после завершения стройки.

И вот уже в апреле 1936 года начались испытания Цаплинского (Ининского) моста на Алтае. Шесть грузовиков ЗИС с полным грузом от 6 до 8 тонн медленно проехали по новому мосту.

1 мая 1936 года Ининский мост в Горном Алтае был запущен в эксплуатацию. Как и обещали, самых активных строителей моста амнистировали. Но по дороге в Бийск автомобиль ЗИС-5, которым управлял водитель-стажёр, упал в обрыв. Погибли 27 человек.

Открытие Цаплинского моста на Алтае стало важным моментом в истории Республики Алтай и соседних государств, ведь он сильно упростил дорожное сообщение по Чуйскому тракту.

Ининский (Цаплинский) мост на Алтае

Интересные факты об Ининском мосту на Алтае:

  • Общая длина Ининского моста — 142 метра;
  • Протяженность пролёта над Катунью — 100 метров;
  • Высота пилонов Ининского моста — 21 метр.

Ининский мост на Алтае был выведен из эксплуатации в сентябре 1970 года в связи с постройкой нового железобетонного автомобильного моста. Ининский мост прослужил 34 года.

Ининский (Цаплинский мост) в Республике Алтай с 1994 года является памятником архитектуры и внесён в реестр объектов культурного наследия РФ под номером 0200000278. Однако такой статус моста никак не повлиял на его содержание. Мост находится в плачевном состоянии и с каждым годом разрушается всё сильнее. Достоянием нации он является только на бумаге. Никаких средств в нужном объёме на его содержание не выделятся. Движение по мосту на автомобиле сейчас невозможно и максимально небезопасно. Пройти пешком, проехать на велосипеде или мотоцикле может быть опасно для жизни.

Ининский мост на Алтае является популярным местом у туристов. Здесь часто устраиваются фотосессии. Некоторые любители острых ощущений проезжают по нему на велосипедах или мотоциклах в рамках тропы «Иня — Тюнгур».

Интересная история об Ининском мосте в Горном Алтае: ходили легенды, что не только люди, но и даже Боги не могли построить переправу через Катунь. Цаплинский мост разрушил эти мифы.

Ининский мост на карте:

Ининский мост (Цаплинский) мост: где находится и как добраться?

Как мы уже писали выше — Ининский (Цаплинский) мост в Горном Алтае расположен в селе Иня Онгудайского района Республики Алтай. Добраться до Цаплинского моста на Алтае возможно на любом автомобиле в любое время года. Вам нужно двигаться по Чуйскому тракту в сторону Монголии до села Иня. Проезжая в селе Иня по Чуйскому тракту через современный мост над Катунью — посмотрите направо и вы увидите Ининский мост.

Чтобы попасть на него, можно перед мостом через Катунь можно повернуть направо и проехать в сторону Ининского моста, можно проехать мост и после него повернуть в сторону моста.

  • Расстояние от Новосибирска до Ининского (Цалпинского моста) 708 километров;
  • Расстояние от Барнаула до Ининского (Цалпинского моста) 510 километров;
  • Расстояние от Бийска до Ининского (Цалпинского моста) 352 километра;
  • Расстояние от Горно-Алтайска до Ининского (Цалпинского моста) 271 километр;
  • Расстояние от Чемала до Ининского (Цалпинского моста) 242 километра.

Подведём итоги. Ининский, он же Цаплинский мост на Алтае — уникальное сооружение для своих лет. Сейчас же этот памятник архитектуры находится в плачевном состоянии и неизвестно сколько лет он ещё будет существовать. Поэтому если вы ещё тут не были — рекомендуем заехать посмотреть на это грандиозное строение, которое когда-то облегчило жизнь многим людям.

Станислав
Оцените автора
Привет Алтай
Добавить комментарий

  1. Тина

    На Цаплинском мосту у нас с мужем была свадебная фотосессия!!

    Ответить