Чуйский тракт: история, описание, фото, протяженность

Алтайский край

Чуйский тракт — федеральная автомобильная дорога Р-256 Новосибирск — Бийск — Ташанта (Граница с Монголией), входящая в ТОП-10 самых красивых автомобильных дорог Мира по версии «National Geographic». До 1 января 2018 года Чуйский тракт имел номер М52. Протяженность современного Чуйского тракта 1126 километров, исторической частью которого считается участок Бийск — граница с Монголией, протяженностью 630 километров.

Чуйский тракт на Алтае: история

Чуйский тракт на Алтае считается одной из самых важных, самой красивых и в то же время самых опасных дорог региона с самых первых дней существования этого пути.

Освоение этого маршрута началось с 1756 года, когда в состав Российской Империи добровольно вошли южные алтайцы. Однако в те годы русские дальше своего крайнего поселения — села Алтайского не ездили. Поводом для первых поездок стали ярмарки, которые проходили в Кош-Агаче. Русские купцы, не желая иметь посредников при покупке или передаче товара среди теленгитов, стали сами посещать ярмарки в Чуйской степи. Первыми до ярмарки в Кош-Агаче добрались бийский купец Хабаров и змеиногорец Токарев Чуть позже, к середине XIX века, русские уже имели там десятки складов и торговали тканями, топорами, пилами, молотками и прочими железными изделиями, галантереей, в то время как сами покупали шерсть, пушнину и чай у монголов, китайцев и тибетцев.

В те годы Чуйский тракт в Горном Алтае представлял собой вьючную тропу с выступами скал над ущельями, которые назывались бомы. Перед тем как пройти по узким бомам кучер шел к началу узкого места и клал на дорогу шапку, чтобы встречный караван заметил и пропустил путников, так как разъехаться в таким местах было невозможно. Конечно же, отсутствие нормальной дороги сдерживало развитие регионов, торговлю и связи в Центральной Азии.

Купцы, которые возили товары по Чуйскому тракту на Алтае по немногу обустраивали дорогу, но сделать что-то по-настоящему стоящее было для них разорительно. В 1860 — 1890 годы рассматривалось несколько вариантов дороги, которая должна была заменить караванную тропу, но государство не решалось вкладывать сюда внушительные суммы: по разным оценкам, требовалось от 393 тысяч до 560 тысяч рублей. В 1893 году Комитет Сибирской железной дороги выделил 45 тысяч рублей, ещё 35 тысяч собрали бийские купцы. Позже — летом 1901 года началость строительство Чуйского тракта под руководством И. И. Биля. Соглашение на строительство получили крестьяне местных сёл.

В 1902-1903 годах вьючная дорога была переоборудована в колёсную дорогу, пригодную для небольших повозок, а в некоторых местах сделали паромные переправы. Благодаря улучшению транспортного сообщения оборот купцов вырос с 500 тысяч рублей в 1870-е до 3 миллионов. Однако основной проблемой стало то, что дорога начала быстро разрушаться и приходить в первоначальное состояние.

Летом 1914 года на Алтай прибывает искательная экспедиция под руководством инженера и писателя Вячеслава Шишкова, целью которой является изучение новых траекторий дороги вдоль реки Катунь от Бийска через Майму и Усть-Сему, минуя Алтайское, Чергу и Шебалино. Работа заняла несколько лет и в 1916 году был выбран современный маршрут Чуйского тракта.

26 мая 1922 года Чуйский тракт в Горном Алтае получил статус дороги государственного значения, но к 1925 году дорога пришла в полный упадок из-за отсуствия ремонтов на ней на протяжении 10 лет, а во время гражданской войны были разрушены все мосты через реки.

В 1925 году автомобили Госторга впервые совершили семь рейсов от Бийска до Кош-Агача.

В 1926 году по Чуйскому тракту впервые прошли трактора, вызвав у местных жителей большой переполох.

В 1930-х годах тракт выровняли и подсыпали гравием, вместое паромным переправ были возведены мосты, в частности — Ининский мост. Все работы по строительству тракта в довоенный период осуществлялись трудом жителей близлежащих сёл и силами заключённых. Строительство шло в тяжёлых природных и климатических условиях, а орудиями труда являлись только кирка, лом, тачка и лопата. В эти эе годы было изменено направление Чуйского тракта на участке Бийск — Черга — Чуйский тракт перенесли с левого на правый берег Катуни. 12 000 заключенных и местных жителей проложили тракт, имея минимальных набор инструментов труда.

1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию.

Зимой 1941 — 1942 года по Чуйскому тракту прошел монгольский караван в помощь Красной Армии.

С 1961 года название Чуйский тракт закреплено за автодорогой от Новосибирска до Ташанты.

Последнее серьезное изменение на Чуйском тракте было в середине 1980-х годов, когда построили новую дорогу через перевал Чике-Таман.

В июле 2019 года на Чуйском тракте в Майминском районе Республики Алтай в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года была открыта первая двухуровневая развязка с выездом из Горно-Алтайска в сторону аэропорта.

Чуйский тракт в Горном Алтае

Чуйский тракт в Горном Алтае сегодня — потрясающая по красоте и весьма хорошая по покрытию трасса, по которой тысячи туристов устремляются увидеть живописные уголки Республики Алтай.

Чуйский тракт сам по себе является одной из самых главных достопримечательностей Горного Алтая. Чуйский тракт проходит между десяти горных хребтов, через два перевала и узкие бомы, пересекает две высокогорные степи, тянется по долинам семи рек.

Федеральная трасса Р-256 хорошо асфальтирована и считается весьма комфортной для поездок. При выезде с Новосибирска местами трасса четырехполосная, однако на основной протяженности имеет всего лишь две полосы.

А вот после въезда в Алтайский край можно увидеть,как активно идут работы по расширению Чуйского тракта. Уже от границы начинается четырехполосная широкая дорога, сделаны развязки, местами установлено освещение. Ехать очень комфортно. После развязки на Бийск также активно проводят работы по улучшению дорожной обстановки и в некоторых местах трасса имеет четыре полосы.

Перед Бийском и после него Чуйский тракт не так давно расширили, что тоже поспособствовало ускорению траффика по трассе.

Вдоль трассы с каждым годом открываются новые АЗС, кафе, базы отдыха и кемпинги. Опасные участки на Чуйском тракте, конечно же, присутствуют, но каждый год идет работа по улучшению дорожной обстановки на них. В 2023 году на Чуйский тракт станет шире, а количество мест для отдыха увеличиться.

Конечно же, у большинства людей упоминание Чуйского тракта связано лишь только с чего частью в Горном Алтае. И ведь действительно, самый красивый участок трассы расположен именно там.

Вдоль современного Чуйского тракта в Горном Алтае можно найти остатки старой дороги.

А перевал Чике-Таман можно вообще проехать нестандартным путем — по старой дороге через перевал Чике-Таман

Чуйский тракт на карте

Чуйский тракт начинается в Новосибирске и тянется до границы России с Монголией. Однако историческая часть Чуйского тракта — участок от Бийска до границы с Монголией.

Чуйский тракт: достопримечательности

Чуйский тракт в Республике Алтай известен на весь мир. Тысячи путешественников со всего Мира устремляются на Алтай, чтобы проехать эту одно из самых красивых дорог нашей планеты. Чуйский тракт сам по себе является одной из главной достопримечальностей Горного Алтая, однако и вдоль него расположено много мест, которые точно стоит посетить. Если вы самостоятельно путешествуете по Чуйскому тракту на машине, то вы без проблем сможете увидеть множество красивых мест. Давайте рассмотрим достопримечательности Чуйского тракта, расположенные в непосредственной близости к нему.

Итак, достопримечательности Чуйского тракта:

Музей Чуйского тракта

Музей Чуйского тракта — единственный в мире музей, посвященный дороге, который находится в Бийске, в бывшем особняке купца Варвинского. В Музее Чуйского тракта можно узнать историю строительства дороги и возникновения населенных пунктов, через которые проходит трасса. Большое внимание здесь уделено археологии. Также около Музея Чуйского тракта в Бийске расположен Нулевой километр Чуйского тракта.

Село Сростки

Село Сростки находится в Бийском районе Алтайского края. Сростки — родина Василия Макаровича Шукшина — советский писатель, кинорежиссёр и актер. В селе есть музей Шукшина а также памятник ему, расположенный на горе Пикет. Гора Пикет — место проведения ежегодного культурного фестиваля «Шукшинские чтения». Кроме того, село Сростки славится своими базарчиками с пирожками, расположенными на въезде и выезде из села.

Архитектурный комплекс «Аил»

Архитектурный комплекс «Аил» расположен на въезде в Республику Алтай и был создан в честь 25-летия со дня образования Республики Алтай и 260-летия вхождения алтайского народа в состав России. Главной достопримечательностью здесь являестя шестиколонная беседка. В комплекс также входят юрта и памятнику туристу.

Айский мост

Айский подвесной мост через Катунь расположен в селе Соузга и соединяет собой Республику Алтай и Алтайский край. С моста открываются живописные виды на Катунь.

Гора Чертов Палец

Гора Чертов Палец расположена недалеко от сел Катунь и озера Ая. Расположен он напротив нового Айского моста через Катунь, поэтому его можно увидеть с Чуйского тракта. Однако лучше выделить время и подняться на вершину этой горы. Свое название получил благодаря выступу, который напоминает торчащий из скалы палец.

Манжерок

Манжерок — село, расположенное в Майминском районе Республики Алтай. Рядом с Манжероком расположено одноименное озеро Манжерок и одноименный всесезонный курорт «Манжерок», которые очень популярны у туристов.Также в самом селе есть различные магазины и довольно большой базар.

Мост на «Царской охоте»

Мост на базе отдыха «Царская охота» ведет к живописному Камышлинскому водопаду и форелевым озерам. С моста открываются живописные виды на Катунь.

Алтайский ботанический сад

Алтайский ботанический сад является филиалом Центрального Сибирского ботанического сада. Это отличное место для прогулки на свежем воздухе во время вашей поездки. В саду растут плодовые деревья, экзотические цветы и ягодные кустарники. Есть места для отдыха и фотосессий, а также экотропа.

Зубровый питомник

Зубровый питомник в Горном Алтае расположен на 510 километре Чуйского тракта между селами Камлак и Черга. Также этот питомник называют Чергинский зубрятник. Здесь содержатся уникальные чистокровные беловежские зубры, являющиеся одними из самых древних млекопитающих в Европе.

Семинский перевал

Семинский перевал расположен на 583 километре Чуйского тракта. Семинский перевал обладает статусом памятника природы Алтая. На Семинском перевале есть сувенирные лавки, кафе и базы отдыха. Кроме того, здесь можно организовать увлекательные или самостоятельные походы на гору Сарлык и другие места.

Перевал Чике-Таман

Перевал Чике-Таман расположен на 655-666 километрах Чуйского тракта и является памятником природы республиканского значения. Это весьма извилистый перевал с живописными видами, на вершине которого расположены сувенирные лавки и памятник строителям Чуйского тракта. Здесь же можно увидеть участки старого Чуйского тракта через этот перевал. Опытные путешественники говорят, что за перевалом Чике-Таман начинается настоящий Горный Алтай. Также в настоящее время остался участок старого Чуйского тракта через Чике-Таман.

Бом Кур-Кечу

Бом Кур-Кечу — один из самых живописных бомов на Чуйском тракте в Горном Алтае. Вообще Кур-Кечу это название первой скалы в сторону Малого Яломана на 684 километре тракта. Здесь Чуйский тракт виляет над Катунью, вплотную проходя вдоль скал.

Слияние Чуи и Катуни

Слияние Чуи и Катуни является, пожалуй, одним из самых популярных мест на Чуйском тракте. Две крупные реки Горного Алтая — Чуя и Катунь смешивают свои воды друг с другом. Это место считается Местом Силы на Алтае.

Урочище Калбак-Таш

Урочище Калбак-Таш — это уникальное древнее святилище, расположенное в Онгудайском районе Республики Алтай. Здесь находится выдающийся археологический комплекс древнего наскального искусства и уникальный исторический источник по древним культурам Центральной Азии. Урочище Калбак-Таш расположено на 723 километре Чуйского тракта.

Ининский мост

Ининский, он же Цаплинский мост — подвесной мост в селе Иня Онгудайского района Республики Алтай. Построен в 1936 году и является первым двухцепным висячим мостом в мире. Носит статус памятника архитектуры. Переезжая мост через Катунь в Ине можно увидеть Цаплинский мост. Подойти к нему можно с обоих сторон.

Скала Белый Бом

Скальный массив Белый Бом — большая скала из белого известняка на 742 километре Чуйского тракта между селами Иодро и Чибит.

Памятник Кольке Снегиреву

Памятник Кольке Снегиреву на Чуйском тракте — памятник всем шоферам, расположенный на 744 километре трассы.

Водопад Ширлак

Водопад Ширлак (Девичьи слезы) расположен на 759 километре Чуйского тракта и благодаря своей легкодоступности очень популярен у туристов. От трассы до водопада примерно 100 метров.

Гейзерное озеро

Гейзерное озеро — уникальный водоём, расположенный рядом с селом Акташ. По легенде считается, что это Глаз Земли, который смотрит в космос. На дне озера периодически оживают «гейзеры», выбрасывая смесь песка и голубоватой глины, благодаря чему на озере появляются причудливые формы, придавая этому месту особую красоту.

Курайская степь

Курайская степь начинается на подъезде к селу Курай по Чуйскому тракту. Курайская степь — межгорная котловина, расположенная между Северо-Чуйским и Курайским хребтами. Здесь находится одно из самых эффектных полей рельефа гигантских знаков ряби течения в мире, связанных с паводками из ледниково-подпрудных озёр. Одно из самых холодных мест Горного Алтая.

Чуйская степь

Чуйская степь — крупнейшая на Алтае межгорная котловина, расположенная в Кош-Агачском районе Республики Алтай. Чуйская степь — это самое сухое место в России, ведь среднегодовое количество осадков здесь не превышает 150 мм.

Конечно, это далеко не весь список интересных мест, расположенных вдоль Чуйского тракта. Различные памятники природы, эпичные пороги на реках Чуя и Катунь, горные вершины с вечными ледниками — всё это можно увидеть, прокатившись по Чуйскому тракту на Алтае. А если свернуть с него и уехать в сторону? Чуйский тракт как и весь Горный Алтай — уникальный уголок России, который обязательно стоит посетить! Проехать Чуйский тракт на машине должен каждый любитель путешествий!

Чуйский тракт: песня

Чуйский тракт в Горном Алтае настолько хорош, что есть даже песня, посвященная этой красивой дороге. Автор песни про Чуйский тракт и Кольку Снегирева — Михаил Михеев — известный писатель, автор приключенческих повестей «Тайна белого пятна», «Вирус В-13». История, которая звучит в песне — выдуманная. Образом героя песни, Кольки Снегирева, был друг Михаила Михеева — Николай Ковалев, который работал водителем на Алтае. Михаил Михеев вспоминает:

«Я жил тогда в Бийске, в городе у начала Чуйского тракта. Обожженные солнцем и морозом, отчаянные шоферы Чуйского тракта пригоняли в ремонт машины. Рассказывали нам об их опасной, окаянной работе, с которой им почему-то не хотелось уходить. Колька Ковалев был одним из моих товарищей. Вместе учились, вместе закончили школу. Колька потом стал шофером, ездил по Чуйскому тракту. Подружку Кольки Ковалева, маленькую задорную девушку, звали Рая: нет, она не работала шофером. Она была кондуктором на городском автобусе. Мы часто собирались вместе: мы были друзьями. Это была хорошая, внешне грубоватая, но искренняя и безыскусная дружба. Помню, первые строчки я набросал на обороте рабочих нарядов, тут же, в мастерской завода, где я работал. Интуитивно понимая цену выдумки, превратил Раю в шофера, а Кольке изменил созвучную фамилию… Романтика действовала на людей без промаха. Потом мне показывали на Чуйском тракте место, где разбился Колька Снегирев»

В конце 70-х годов друзья Николая Ковалева, ветераны Автодора, сварили детали автомобиля со штурвалом и сделали памятник, а на камне, расположенном рядом, написали первые слова песни. В 2012 году на месте старого памятника Кольке Снегиреву, поставленного шоферами-ветеранами, поставили новый — стремящуюся вверх по пьедесталу машину ЗИС. В сентябре 2014 года на пьедестале появилось еще две машины — следующие одна за другой АМО и Виллис.

Памятник Кольке Снегиреву и всем шоферам Чуйского тракта находится на 744 км трассы.

Песня про Чуйский тракт, посвященная всем шоферам.

Есть по Чуйскому тракту дорога,
Много ездит по ней шоферов,
Был один там отчаянный шОфер,
Звали Колька его Снегирев.

Он машину трехтонную АМО
Как сестренку родную, любил,
Чуйский тракт до монгольской границы
Он на АМО своей изучил.

А на «форде» работала Рая,
И частенько над Чуей-рекой
«Форд» зеленый и Колькина АМО
Над обрывом неслися стрелой.

Полюбил Колька Раечку крепко,
И, бывало, куда не езжал,
По ухабам и пыльной дороге
«Форд» зеленый глазами искал.

И признался однажды ей Колька,
Но суровая Рая была,
Посмотрела на Кольку с усмешкой
И по «Форду» рукой провела.

«Слушай, Коля, скажу тебе что я,
Ты, наверное, любишь меня,
Когда АМО «Форда» перегонит,
Тогда Раечка будет твоя».

Из далекой поездки с Алтая
Коля ехал однажды домой —
Быстрый «Форд» и веселая Рая
Мимо АМО промчались стрелой.

Тут и екнуло Колькино сердце —
Вспомнил Раечкин он уговор,
И сейчас же рванулись машины,
И запел свою песню мотор.

Ни обрывов уж тут, ни ухабов,
Колька тут ничего не видал,
Шаг за шагом все ближе и ближе
Грузовой АМО «Форд» догонял.

Миг еще, — и машины сравнялись,
Колька Раечку вновь увидал,
Обернулся и крикнул: «Эх, Рая!»
И на миг позабыл про штурвал.

И, как птица, тут грузная АМО
Вбок рванулась, пошла под откос,
И в волнах серебристого Чуя
Он погиб, не увидевши грез.

И на память лихому шоферу,
Что удачи в любви не узнал,
На могилу положили фару
И от АМО погнутый штурвал.

И с тех пор неприступная Рая
Не летит над обрывом стрелой –
Едет тихо, как будто устала,
И штурвал держит крепко рукой.

Песня про Чуйский тракт

Чуйский тракт: фото

Чуйский тракт в Горном Алтае, он же федеральная трасса Р256 — уникальная дорога: в какой бы раз вы тут не ехали бы, каждый раз Чуйский тракт будет открываться вам по новому. В любое время суток, в любое время года он по-своему красив. Каждый километр Чуйского тракта на Алтае хочется запечатлить на память.

Чуйский тракт: видео

Чуйский тракт — легендарная трасса, про которую пишут не только песни, но и снимают передачи. Конечно, порою информация не совсем соответствует действительности, поэтому надо быть внимательными в её восприятии.

Чуйский тракт видео
Видео Чуйский тракт
Чуйский тракт видео
Чуйский тракт обзор

Теперь вы знаете немного больше про Чуйский тракт. В нашей статье мы написали историю Чуйского тракта, рассмотрели достопримечательности Чуйского тракта, доступные для посещения практически каждому человеку, показали вам различные фото Чуйского тракта. Остается одно — увидеть эту одну из красивейших дорог Мира своими глазами.

Станислав
Оцените автора
Привет Алтай
Добавить комментарий