Перевал Кату-Ярык: высота, как добраться, описание, фото

Республика Алтай

Перевал Кату-Ярык — один из самых захватывающих и обсуждаемых перевалов в Горном Алтае.

Перевал Кату-Ярык в Горном Алтае

Перевал Кату-Ярык в Горном Алтае — автомобильный горный перевал в Улаганском районе Республики Алтай, через который осуществляется автомобильное сообщение с Долиной Чулышмана и Южным берегом Телецкого озера.

GPS-координаты перевала Кату-Ярык на Алтае: 50.913611, 88.215278

Перевал Кату-Ярык в горах Алтая всегда вызывает бурю эмоций и обсуждений у путешественников: страшно ли будет ехать по перевалу, возникнут ли сложности при подъёме на перевал, какое состояние дороги до перевала… Это уникальный перевал, у которого нет типичной симметрии «серпантин подъёма — серпантин спуска».

Перевал Кату-Ярык на Алтае — это спуск с Улаганского плато в Долину Чулышмана, представляющий из себя 3,5 километровый зигзаг из 9 петель, вырубленных на уклоне горы. Перепад Кату-Ярык — это дорога с перепадом высоты около 800 метров и узкой дорожкой над пропастью. Разъехаться со встречными возможно, в основном, только на поворотах, где есть расширения дорожного полотна. А самый первый подъём из Долины Чулышмана порою вызывает проблемы у моноприводных автомобилей, которым всегда готовы прийти на помощь местные ребят на тракторах или внедорожниках.

Перевал Кату-Ярык на Алтае

Перевал Кату-Ярык на Алтае — полностью рукотворный перевал, который появился в 1989 году вместе с дорогой Балыктуюль — Балычка. До 1989 году попасть в долину Чулышмана можно было либо через Телецкое озеро, либо конными тропами с Улаганского плато.

Перевал Кату-Ярык появился благодаря директору совхоза «Советский Алтай» Санаа Арсентию Васильевичу и трём бульдозеристам: Уханову Аркадию Абрамовичу, его сыну Уханову Анатолию и племяннику Уханову Виктору Романовичу. Работы по строительству дороги начались в 1987 году и закончились осенью 1989 года, когда открыли автомобильное сообщение через перевал Кату-Ярык.

Открытие дороги через перевал Кату-Ярык дало новый виток развития местным территориям. У туристов появилась возможность проехать в ранее неизведанный уголок Горного Алтая, который на тот момент ещё был не так популярен и от того вызывал ещё больший интерес. У местных жителей упростился маршрут до крупных соседних деревень. Жители Долины Чулышман — теленгиты — одни из наиболее воинственных алтайских племен , которые поначалу не сильно дружелюбно встречали гостей своих земель, однако со временем отношения изменились. С каждым годом инфраструктура по пути на перевал Кату-Ярык и в Долине Чулышман улучшается. Открываются новые базы отдыха и кафе, а дорогу постепенно приводят в порядок. За последний год на некоторых участках положили новый асфальт и расширили опасные места.

Перевал Кату-Ярык

Конечно, перевал Кату-Ярык и смотровая на Долину Чулышмана не оставляют никого равнодушным. Эти виды не забыть никогда!

Автомобильный спуск уходит правее (скоро откроют новый спуск — он будет левее), а слева на небольшой возвышенности расположена смотровая площадка. Со смотровой площадки перевала Кату-Ярык открываются потрясающие виды на Долину Чулышмана в обе стороны.

Внизу течет река Чулышман, напротив вас водопад Кату-Ярык и Чулышманское нагорье, обрывающееся в долину отвесными скалами высотой около километра. В пасмурную погоду бывает так, что находясь на смотровой площадке вы окажитесь выше облаков.

Большую часть Чулышманского нагорья занимает «Алтайский Государственный Биосферный Заповедник», который является самым крупным на Алтае.

Интересные факты о перевале Кату-Ярык на Алтае:

  • Высота перевала Кату-Ярык от подножия до перекрёстка на смотровую площадку — 515 метров;
  • Высота у подножия (поворот на базы) — 685 метров над уровнем моря, а у поворота на перевал с Улаганского плато перед смотровой — 1200 метров над уровнем моря;
  • Угол уклона перевала Кату-Ярык — 70% (63°);
  • Средний уклон дорожного полотна на перевале Кату-Ярык — 81% (10°);
  • Покрытие дороги на перевале Кату-Ярык — грунт и камни.

Перед спуском перевала Кату-Ярык установлен информационный плакат, на котором указана цифра — 800 метров над уровнем моря, что не совсем точно. В официальной прессе 1988 года публиковали статью про стройку дороги, где писали о том, что «480 метров отвесной стены предстояло преодолеть бульдозеристам».

Дорога на перевал Кату-Ярык: как добраться?

На перевал Кату-Ярык в Горном Алтае можно добраться двумя способами. Первый вариант — двигаемся по Чуйскому тракту до Акташа, далее держим путь на Улаган и оказываемся на вершине перевала. Второй вариант — грузимся в Артыбаше на паром, переправляемся через Телецкое озеро на южный его берег и через Долину Чулышмана выезжаем к подножию перевала Кату-Ярык.

Если вам маршрут на перевал Кату-Ярык в Горном Алтае проходит через Акташ, то двигаемся от Бийска по указателю на Ташанту. Плюсы этого маршрута в том,что вы проедете большую часть одной из самый красивейших трасс Мира — Чуйского тракта, по пути увидев много местных достопричемательностей. Ваш путь пройдет через Семинский перевал и перевал Чике-Таман, вы проедете мимо слияния Чуи и Катуни, памятника Кольке Снегиреву.

Покрытие трассы — асфальт, где ехать одно удовольствие. Доехав до Акташа, необходимо будет повернуть на Улаган. Расстояние от границы Алтайского края и Республики Алтай до Акташа примерно 361 километр. В последние годы на трассе Акташ — Улаган активно ведут дорожные работы. На некоторых участках положили новый асфальт, но встречается и гравийка. Расстояние от Акташа до Улагана примерно 50 километров. По пути от Акташа вы проедете Красные ворота, Улаганский перевал, озеро Киделю, Пазырыкские курганы.

После Улагана маршрут лежит до деревни Балыктуюль и уже проходит по гравийной дороге. Расстояние между Улаганом и Балыктуюлем примерно 14 километров. Заехав в село Балыктуюль нужно будет повернуть направо — на мост через одноименную речку. Покрытие дороги становится ещё хуже — местами начинается булыжник. От Балыктуюля до перевала Кату-Ярык примерно 31 километр.

Расстояние от Акташа до перевала Кату-Ярык на Алтае примерно 100 километров

Этот маршрут на перевал Кату-Ярык доступен в любое время года. При поездке на перевал Кату-Ярык зимой обязательно используйте зимнюю резину и учитывайте погодные условия. В сильнейшие снегопады некоторые участки дороги могут не так оперативно чистить от снега как Чуйский тракт. Поездка на Кату-Ярык зимой — классная прогулка, ведь туристов тут гораздо меньше, чем летом. А некоторые участки плохой дороги могут быть припорошены снегом, благодаря чему вызовут меньше дискомфорта.

Советы при планировании путешествия на перевал Кату-Ярык в Горном Алтае через Акташ:

  • Уменьшите давление в шинах автомобиля, если их профиль это позволяет. Все неровности и весь грейдер ваш автомобиль будет проходить мягче
  • Возьмите с собой запасное колесо и ремкомплект для шин
  • Рассчитывайте по топливу, ведь нормальных заправок от Акташа больше нет.

Если ваш маршрут к перевалу Кату-Ярык на Алтае проходит через Телецкое озеро, то с Чуйского тракта вам неободимо повернуть на Горно-Алтайск и держать путь на Артыбаш. Расстояние от Горно-Алтайска до Артыбаша 158 километров. Вам необходимо заранее посмотреть расписание паромов, связать с удобным вариантом и зарезервировать место под авто. Время пути на пароме через Телецкое озеро примерно 5-6 часов. После выгрузки на южный берег Телецкого озера вам необходимо будет преодолеть около 80 километров до подножья перевала Кату-Ярык в Горном Алтае. Маршрут по долине Чулышмана очень живописный, а по пути можно посетить Каменные грибы, водопады Учар и Куркуре. Паромы начинают ходить через Телецкое озеро весной и продолжают курсировать до поздней осени. Подробно про паромную переправу на Телецком озере можно прочитать в нашей статье.

Советы при планировании путешествия к перевалу Кату-Ярык на Алтае на пароме через Телецкое озеро:

  • Заранее уточняйте расписание паромов и бронируйте место;
  • Обязательно возьмите с собой запасное колесо и ремкомплект для шин;
  • Правильно рассчитывайте запас топлива, ведь ближайшая АЗС с проверенным топливом — в Акташе.

Перевал Кату-Ярык на Алтае: возможно ли проехать на легковом авто?

Перевал Кату-Ярык в Горном Алтае манит к себе людей со всего Мира. Конечно же, основной вопрос,возникающий у многих: «Смогу ли я подняться в перевал или же спуститься с него?». Давайте разбираться.

Самым комфортным вариантов для поездки, очевидно, будет внедорожних на прочной резине: грязевые или AT шины, высокий клиренс и полный привод сделают вашу поездку максимально спокойной. Однако такой автомбиль есть не у всех.

Осуществить путешествие на перевал Кату-Ярык можно и на легковой автомобиле. Проверьте техническое состояние автомобиля, возьмите с собой запасное колесо и ремкомплект для шин и вперед!

Спуск с перевала Кату-Ярык не вызывает особых проблем. Главное — использоваться торможение двигателем и не перегреть тормоза. Если не знаете, как тормозить двигателем, можно останавливаться на поворотах, где есть расширения, чтобы дать тормозам остыть.

Подъём в перевал Кату-Ярык на Алтае может быть не по силам некоторым моноприводным авто.Честно говоря и некоторые полноприводные современные паркетники на вариаторе не могут справиться сами. Основную сложность вызывает первый подъём из Долины Чулышмана — он весьма ухабистый с торчащими камнями. Моноприводные автомобили могут просто забуксоваться на нём. Дорожные службы стараются поддерживать более менее адекватное состояние перевала, однако надо быть готовым ко всему. Опять же, сколько раз мы были тут сами — при нас моноприводные автомобили поднимались всегда самостоятельно. При подъёме в перевал Кату-Ярык на Алтае следите за температурой охлаждающей жидкости. Если на улице жарко и включен кондиционер — выключите его и автомобилю будет легче. Если температура охлаждающей жидкости растет — включите печку и откройте окна. Если всё-таки у вас возникли сложности при подъёме на перевал Кату-Ярык, то можно обратиться к местным ребятам, которые всегда дежурят внизу: на тракторах, ГАЗ-66 или внедорожниках они могут отбуксировать ваш автомобиль либо в первый подъём, либо в весь перевал.

Спуск или подъём на перевал Кату-Ярык всегда вызывают массу эмоций. Самое главное — не спешить и правильно оценить свои силы и возможности автомобиля.

Перевал Кату-Ярык на карте

Рассмотрим расстояние до перевала Кату-Ярык в Респубике Алтай от близлежащих городов (при поездке через Акташ).

  • Расстояние от Новосибирска до перевала Кату-Ярык 890 километров;
  • Расстояние от Барнаула до перевала Кату-Ярык 700 километров;
  • Расстояние от Бийска до перевала Кату-Ярык 564 километра;
  • Расстояние от Горно-Алтайска до перевала Кату-Ярык 460 километров;
  • Расстояние от Чемала до перевала Кату-Ярык 430 километров;
  • Расстояние от Акташа до перевала Кату-Ярык примерно 100 километров.

Новый перевал Кату-Ярык

Новый перевал Кату-Ярык в Горном Алтае начали строить весной 2022 года. Дорога пойдет левее нынешнего спуска и должна сделать дорогу в Долину Чулышмана более безопасной и доступной.

Протяженность нового перевала Кату-Ярык составит 6,8 километра и будет состоять из 11 петель серпантина. Покрытие — органо-минеральная смесь. В некоторых местах сделают расширения, чтобы встречные авто могли без проблем разъехаться. После открытия нового перевала Кату-Ярык на Алтае желающих побывать зздесь станет явно больше.

Перевал Кату-Ярык — незабываемый уголок Республики Алтай, который обязательно стоит посетить. Не стоит бояться сложностей. Поверьте, сюда едут и доезжают на абсолютно любых автомобилях. Скоро старый спуск по перевалу станет историей, поэтому спешите побывать здесь.

Станислав
Оцените автора
Привет Алтай
Добавить комментарий

  1. Дмитрий В

    Ездили на Кату-Ярык в июле 23 года. Без проблем поднялся на своей Мазда Фамилия на переднем приводе!

    Ответить